Рекомендации для преподавателя


Ю.Б.Мельников


Рекомендации технического характера

Для просмотра файлов pdf желательно использовать программу Adobe Reader. Можно использовать другую программу, поддерживающую выполнение скриптов, включенных в файл pdf. Следует проследить, чтобы было разрешено выполнение скриптов. Это необходимо для выполнения переходов по гиперссылкам.

Гиперссылки выделены красным (но не пурпурным!) или синим цветом. Как правило текст гиперссылки набран полужирным шрифтом. В случае, если два соседних слова выделены, допустим, синим цветом, но одно набрано обычным, а другое   полужирным шрифтом, то это означает, что переход по гиперссылкам осуществляется на различные мишени.

Электронный учебник представляет собой систему файлов, которые следует просматривать с помощью программы Adobe Reader. Основным из этих файлов является 0000Spisok.pdf, содержащий гиперссылки на файлы с представлениями лекций и практических занятий. Важно, что запускать этот файл следует не с помощью данной гиперссылки, т.е. не из-под Internet Explorer. Следует скачать архив лекций (файл AlgebraMelnikov.zip) на свой компьютер, и запустить файл 0000Spisok.pdf из Проводника или другого фалового менеджера, или непосредственно из программы Adobe Reader. Вернуться из презентации любой лекции и практического занятия к файлу 0000Spisok.pdf можно двумя способами: во-первых, с титульного листа с помощью гиперссылки, отмеченной словосочетанием «электронного учебника» во фразе «Раздел электронного учебника», или, во-вторых, с последней страницы, по гиперссылке «Вернуться к списку презентаций».

В презентациях, предназначенных для проведения практических занятий, имеется два вида учебных заданий: примеры, предназначенные для иллюстрации лекционного материала, демонстрации методов решения задач и т. п., и задачи, предназначенные для того, чтобы обучаемые самостоятельно под руководством преподавателя применяли полученные знания, осуществляли поиск решения, тренировались и др. Решение этих задач предполагает больший уровень самостоятельности студентов, поэтому текст решения набран мелким шрифтом, во многих случаях очень краток, более того, в некоторых случаях мы ограничились лишь указанием ответа. Таким образом мы создаем дискомфортные условия для тех студентов, которые предпочитают граничиваться действиями по-шаблону, избегают самостоятельных действий. В некоторых случаях целесообразно усилить этот дискомфорт, давая время для самостоятельной деятельности с последующей демострацией образца результата, причем демострация проводится в темпе, достаточном для корректировки неправильных действий, но не позволяющем списать все проведенные выкладки.

В программе Adobe Reader переход в полноэкранный режим и возвращение к режиму работы в окне осуществляется комбинацией клавиш Ctrl+L (т.е. одновременным нажатием клавиш «Ctrl» и «L»). Переход к следующему слайду или возвращение к предыдущему слайду осуществляется клавишами «Page Up» или «Page Down». Для перехода по гиперссылке, как обычно, следует навести указатель мыши на текст, выделенный красным (но не пурпурным) или синим цветом и нажать на левую кнопку мыши или левую кнопку тачпада (для ноутбука). «Откат», т.е. отмена предыдущей команды (например, перехода по гиперссылке) осуществляется командой Ctrl+.
Для запуска презентаций следует загрузить в средство просмотра pdf (лучше использовать Adobe Reader) файл 0000Spisok.pdf. Можно скачать архив, содержащий полный текст учебника AlgebraMelnikov.zip.

Возможно, вас удивляет цветовая гамма выбранная нами для презентаций: черный текст на белом фоне. Выбор этой цветовой гаммы обусловлен нашим опытом использования электронного учебника: черные буквы на белом фоне остаются видимыми даже при очень неблагоприятных условиях, например, освещении экрана прямыми лучами солнца. К сожалению, при использовании сочетаний цветов, рекомендованных специалистами по подготовке презентаций, текст нередко становится нечитаемым в условиях яркого внешнего освещения. Обеспечить оптимальное освещение в реальных условиях учебного процесса не всегда оказывается возможным. Кроме того, при методически грамотной организации учебного занятия списывание материала презентации чередуется с самостоятельной работой студентов (самостоятельным проведением выкладок или выполнением иллюстраций) в тетрадях или на доске.

Выбор начертания и размера шрифта, количества текста на слайде и т.д. обусловлены предназначениям данных презентаций и учетом нашего личного опыта. Некоторые из этих моментов обсуждаются ниже.

Рекомендации методического характера

Виды презентаций

К настоящему времени сложилась определенная культура подготовки презентаций, оформился набор требований к презентациям. Вместе с тем нередко этот набор требований не учитывает специфику целевой аудитории и цели проведения презентации.
Можно выделить три существенно различные ситуации:
1) проведение презентации перед аудиторией, которая должна на ее основании принять решение;
2) проведение презентации с целью обратить внимание на некоторый объект (научный результат, товар, человека и т. п.);
3) проведение презентаций учебного назначения.

Особенности презентаций учебного назначения

а) презентация является одним из средств управления учебным процессом и, в частности, деятельностью обучаемых;
б) учебные презентации предназначены для повышения эффективности учебного процесса;
в) использование презентации должно быть ориентировано на увеличение доли самостоятельной интеллектуальной работы обучаемых;
г) использование презентаций позволяет оптимизировать затраты ресурсов обучаемых, преподавателя и разработчиков презентации;
д) специфической особенностью учебных презентаций по математике является большое количество формул и формализованных рисунков, в основном, графиков и геометрических чертежей;
е) учебные презентации позволяют повышать доступность учебного материала для обучаемых за счет наглядности, удобной навигации, учета разных когнитивных стилей, интерактивности, большого объема информационных и вычислительных ресурсов;
ж) учебные презентации по математике отражают дедуктивный характер учебной деятельности: большую часть учебного времени на лекции тратится на получение следствий, доказательство теорем, формирование гипотез, их опровержение или доказательство, прогноз развития учебного материала;

В качестве следствия отметим, например, что требование к докладчику «не читать текст с экрана» для презентаций учебного назначение неприменимо, поскольку при этом пострадают «аудисты».

Некоторые рекомендации для проведения занятий с использованием презентаций

При проведении занятия следует:
- четко выделять те фрагменты лекций, конспектирование которых не требуется;
- обращать внимание студентов на случаи, когда приводится два варианта формулировки: словесная (более привычная для большинства студентов младших курсов) и буквенно-символическая, предназначенная для конспектирования; - использовать гиперссылки для напоминания формул, формулировок теорем и др.;
- сочетать использование презентаций и «традиционной работы с доской»;
- вовлекать обучаемых в активную совместную деятельность, в частности, стимулировать смелые предположения, включая совершение ошибок, их поиск, анализ и др.;
- постепенно увеличивать долю самостоятельной работы обучаемых, по возможности воспроизводя слайды для подтверждения сделанных ими предположений;
- широко использовать вопросно-ответную форму общения, текст на слайде в этом случае воспринимается учащимися как подтверждение. В некоторых случаях как внешнюю стимуляцию самостоятельной деятельности можно выделить время на проведение самостоятельных выкладок, после чего продемонстрировать слайды в темпе, позволяющем выполнить корректировку собственных записей, но не позволяющих списать содержимое слайда.

Отличия учебных презентаций от традиционного электронного учебника

1) Учебные презентации, в отличие от традионного электронного учебника, предназначены для сопровождения лекции.
2) Управление использованием учебной презентацией осуществляется преподавателем.
3) Учебная презентация должна предоставлять преподавателю средства управления учебным процессом. Традионный электронный учебник должен разделять управление с обучаемым.
4) В отличие от традионного электронного учебника, требование полноты представления информации для презентации учебного назначения является некритическим, поскольку, во-первых, некоторые разделы учебного курса могут быть оставлены для самостоятельного изучения, во-вторых, часть материала может быть представлена иными средствами, например, с помощью доски, мимики и др.








">

Рекомендации для преподавателя


Ю.Б.Мельников



Рекомендации технического характера

Для просмотра файлов pdf желательно использовать программу Adobe Reader. Можно использовать другую программу, поддерживающую выполнение скриптов, включенных в файл pdf. Следует проследить, чтобы было разрешено выполнение скриптов. Это необходимо для выполнения переходов по гиперссылкам.

Гиперссылки выделены красным (но не пурпурным!) или синим цветом. Как правило текст гиперссылки набран полужирным шрифтом. В случае, если два соседних слова выделены, допустим, синим цветом, но одно набрано обычным, а другое   полужирным шрифтом, то это означает, что переход по гиперссылкам осуществляется на различные мишени.

В презентациях, предназначенных для проведения практических занятий, имеется два вида учебных заданий: примеры, предназначенные для иллюстрации лекционного материала, демонстрации методов решения задач и т. п., и задачи, предназначенные для того, чтобы обучаемые самостоятельно под руководством преподавателя применяли полученные знания, осуществляли поиск решения, тренировались и др. Решение этих задач предполагает больший уровень самостоятельности студентов, поэтому текст решения набран мелким шрифтом, во многих случаях очень краток, более того, в некоторых случаях мы ограничились лишь указанием ответа. Таким образом мы создаем дискомфортные условия для тех студентов, которые предпочитают граничиваться действиями по-шаблону, избегают самостоятельных действий. В некоторых случаях целесообразно усилить этот дискомфорт, давая время для самостоятельной деятельности с последующей демострацией образца результата, причем демострация проводится в темпе, достаточном для корректировки неправильных действий, но не позволяющем списать все проведенные выкладки.

В программе Adobe Reader переход в полноэкранный режим и возвращение к режиму работы в окне осуществляется комбинацией клавиш Ctrl+L (т.е. одновременным нажатием клавиш «Ctrl» и «L»). Переход к следующему слайду или возвращение к предыдущему слайду осуществляется клавишами «Page Up» или «Page Down». Для перехода по гиперссылке, как обычно, следует навести указатель мыши на текст, выделенный красным (но не пурпурным) или синим цветом и нажать на левую кнопку мыши или левую кнопку тачпада (для ноутбука). «Откат», т.е. отмена предыдущей команды (например, перехода по гиперссылке) осуществляется командой Ctrl+.
Для запуска презентаций следует загрузить в средство просмотра pdf (лучше использовать Adobe Reader) файл 0000Spisok.pdf. Можно скачать архив, содержащий полный текст учебника AlgebraMelnikov.zip.

Первое издание электронного учебника Ю.Б.Мельникова для сопровождения лекций и практических занятий (комплект учебных презентаций) по курсу Электронный учебник «Алгебра и теория чисел» http://lib.usue.ru/resource/free/09/MelnikovAlgebra1/index.html.

Третье издание электронного учебника Ю.Б.Мельникова для сопровождения лекций и практических занятий (комплект учебных презентаций) по курсу Электронный учебник «Алгебра и теория чисел» http://lib.usue.ru/resource/free/10/MelnikovAlgebra3/index.html.

Третье издание электронного учебника Ю.Б.Мельникова для сопровождения лекций и практических занятий (комплект учебных презентаций) по курсу Электронный учебник «Алгебра и теория чисел» http://lib.usue.ru/resource/free/12/MelnikovAlgebra4/index.html.

Возможно, вас удивляет цветовая гамма выбранная нами для презентаций: черный текст на белом фоне. Выбор этой цветовой гаммы обусловлен нашим опытом использования электронного учебника: черные буквы на белом фоне остаются видимыми даже при очень неблагоприятных условиях, например, освещении экрана прямыми лучами солнца. К сожалению, при использовании сочетаний цветов, рекомендованных специалистами по подготовке презентаций, текст нередко становится нечитаемым в условиях яркого внешнего освещения. Обеспечить оптимальное освещение в реальных условиях учебного процесса не всегда оказывается возможным. Кроме того, при методически грамотной организации учебного занятия списывание материала презентации чередуется с самостоятельной работой студентов (самостоятельным проведением выкладок или выполнением иллюстраций) в тетрадях или на доске.

Рекомендации методического характера

Виды презентаций

К настоящему времени сложилась определенная культура подготовки презентаций, оформился набор требований к презентациям. Вместе с тем нередко этот набор требований не учитывает специфику целевой аудитории и цели проведения презентации.
Можно выделить три существенно различные ситуации:
1) проведение презентации перед аудиторией, которая должна на ее основании принять решение;
2) проведение презентации с целью обратить внимание на некоторый объект (научный результат, товар, человека и т. п.);
3) проведение презентаций учебного назначения.

Особенности презентаций учебного назначения

а) презентация является одним из средств управления учебным процессом и, в частности, деятельностью обучаемых;
б) учебные презентации предназначены для повышения эффективности учебного процесса;
в) использование презентации должно быть ориентировано на увеличение доли самостоятельной интеллектуальной работы обучаемых;
г) использование презентаций позволяет оптимизировать затраты ресурсов обучаемых, преподавателя и разработчиков презентации;
д) специфической особенностью учебных презентаций по математике является большое количество формул и формализованных рисунков, в основном, графиков и геометрических чертежей;
е) учебные презентации позволяют повышать доступность учебного материала для обучаемых за счет наглядности, удобной навигации, учета разных когнитивных стилей, интерактивности, большого объема информационных и вычислительных ресурсов;
ж) учебные презентации по математике отражают дедуктивный характер учебной деятельности: большую часть учебного времени на лекции тратится на получение следствий, доказательство теорем, формирование гипотез, их опровержение или доказательство, прогноз развития учебного материала;

В качестве следствия отметим, например, что требование к докладчику «не читать текст с экрана» для презентаций учебного назначение неприменимо, поскольку при этом пострадают «аудисты».

Некоторые рекомендации для проведения занятий с использованием презентаций

При проведении занятия следует:
- четко выделять те фрагменты лекций, конспектирование которых не требуется;
- обращать внимание студентов на случаи, когда приводится два варианта формулировки: словесная (более привычная для большинства студентов младших курсов) и буквенно-символическая, предназначенная для конспектирования; - использовать гиперссылки для напоминания формул, формулировок теорем и др.;
- сочетать использование презентаций и «традиционной работы с доской»;
- вовлекать обучаемых в активную совместную деятельность, в частности, стимулировать смелые предположения, включая совершение ошибок, их поиск, анализ и др.;
- постепенно увеличивать долю самостоятельной работы обучаемых, по возможности воспроизводя слайды для подтверждения сделанных ими предположений;
- широко использовать вопросно-ответную форму общения, текст на слайде в этом случае воспринимается учащимися как подтверждение. В некоторых случаях как внешнюю стимуляцию самостоятельной деятельности можно выделить время на проведение самостоятельных выкладок, после чего продемонстрировать слайды в темпе, позволяющем выполнить корректировку собственных записей, но не позволяющих списать содержимое слайда.

Отличия учебных презентаций от традиционного электронного учебника

1) Учебные презентации, в отличие от традионного электронного учебника, предназначены для сопровождения лекции.
2) Управление использованием учебной презентацией осуществляется преподавателем.
3) Учебная презентация должна предоставлять преподавателю средства управления учебным процессом. Традионный электронный учебник должен разделять управление с обучаемым.
4) В отличие от традионного электронного учебника, требование полноты представления информации для презентации учебного назначения является некритическим, поскольку, во-первых, некоторые разделы учебного курса могут быть оставлены для самостоятельного изучения, во-вторых, часть материала может быть представлена иными средствами, например, с помощью доски, мимики и др.