МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 29 декабря 2016 года N 251н

Об утверждении стандарта осуществления внутреннего государственного финансового контроля "Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля"

______________________________________________________________
Документ возвращен без госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -

Письмо Минюста России от 14.02.2017 N 01/17750-ЮЛ.

______________________________________________________________

          

В соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2013, N 31, ст.4191; 2016, N 1, ст.26; N 27, ст.4278), подпунктом 5.2.30 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст.3258; 2013, N 36, ст.4578),

приказываю:

Утвердить стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля "Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля".

Министр
А.Г.Силуанов

     

     

     

УТВЕРЖДЕН
приказом
 Министерства финансов
Российской Федерации
от 29 декабря 2016 года N 251н

     

Стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля "Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля"

I. Общие положения

1. Стандарт осуществления внутреннего государственного финансового контроля "Принципы осуществления Федеральным казначейством внутреннего государственного финансового контроля" (далее - Стандарт) разработан в целях установления общих принципов, связанных с реализацией полномочий Федерального казначейства по внутреннему государственному финансовому контролю.

2. Полномочиями Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля являются:

контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе отчетности об исполнении государственных заданий.

II. Термины и определения

3. В целях настоящего Стандарта применяются следующие понятия:

контрольная деятельность - деятельность Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля;

контрольное мероприятие - плановая либо внеплановая проверка, плановая или внеплановая ревизия либо обследование, проводимые в ходе осуществления контрольной деятельности;

нарушение - установленный факт несоответствия деятельности объекта контроля и (или) отчетности о ее результатах требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, в части, подлежащей внутреннему государственному финансовому контролю;

рабочая документация - документы и иные материалы, содержащие зафиксированную на бумажном или электронном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать, подготавливаемые или получаемые в связи с проведением контрольного мероприятия;

результаты контрольного мероприятия - сведения, содержащиеся в документе (акте, заключении), оформляемом по итогам контрольного мероприятия;

ущерб - дополнительные расходы федерального бюджета, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, которые осуществлены или необходимо осуществить в результате допущенного объектом контроля нарушения условий документа, являющегося правовым основанием возникновения и осуществления расходов, предоставления средств из бюджета, размещения средств бюджета, государственного контракта; и (или) расходы бюджета, которые необходимо осуществить для восстановления (приобретения) утраченного (поврежденного) государственного имущества; и (или) доходы федерального бюджета, не полученные ввиду совершения (допущения) объектом контроля нарушения;

уполномоченные должностные лица - должностные лица Федерального казначейства, осуществляющие внутренний государственный финансовый контроль.

III. Принципы осуществления внутреннего государственного финансового контроля

4. Принципы осуществления внутреннего государственного финансового контроля определяют этические и профессиональные нормы, которыми должны руководствоваться уполномоченные должностные лица.

Этические принципы

5. Этические принципы предусматривают как этические нормы для государственных гражданских служащих в целом, так и дополнительные требования для уполномоченных должностных лиц, с учетом особенностей профессиональной деятельности по осуществлению полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю.

6. Этические принципы включают в себя принципы честности, независимости, объективности, предотвращения конфликта интересов, ответственности, компетентности, конфиденциальности.

7. Принцип честности означает, что уполномоченные должностные лица в процессе взаимодействия с представителями объектов контроля действуют открыто, демонстрируя высокие стандарты поведения при выражении профессиональной позиции. Честность также предполагает наличие внутреннего нравственного достоинства, которое проявляется в единстве слова и дела, способности должностного лица давать адекватную оценку своему поведению, осознавать границы личных и профессиональных возможностей и интересов, быть открытым перед профессиональным сообществом.

8. Принцип независимости означает, что уполномоченные должностные лица при выполнении возложенных на них задач должны быть независимы от объектов контроля и связанных с ними граждан в административном, финансовом и функциональном отношении.

Независимость уполномоченных должностных лиц, состоит в том, что они:

не являлись в проверяемый период и не являются в период проведения контрольного мероприятия должностным лицом и (или) иным работником объекта контроля или собственником организации (в случаях проведения проверок в организациях, не относящихся к государственному сектору);

не состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого с должностными лицами объекта контроля или собственниками организации (в случаях проведения проверок в организациях, не относящихся к государственному сектору);

не были связаны в проверяемый период и не связаны в период проведения контрольного мероприятия финансовыми отношениями с объектом контроля.

Независимость уполномоченных должностных лиц не противоречит поддержанию доброжелательных отношений и взаимодействию с объектами контроля по вопросам осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

9. Принцип объективности означает отсутствие у уполномоченных должностных лиц предубеждений или предвзятости по отношению к объектам контроля и их должностным лицам.

Объективность предусматривает беспристрастность оценок и рекомендаций и исключение влияния на должностных лиц таких факторов, как внешнее давление, политическое или идеологическое воздействие со стороны каких-либо социальных групп, религиозных или общественных объединений. Уполномоченные должностные лица должны обеспечивать равное отношение ко всем физическим и юридическим лицам. Выводы уполномоченных должностных лиц должны подтверждаться фактическими данными и документами, содержащими достоверную и официальную информацию.

10. Принцип предотвращения конфликта интересов предполагает реализацию уполномоченными должностными лицами комплекса мер по предотвращению коррупции и конфликта интересов, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также урегулированию возникших случаев конфликта интересов.

Принцип предотвращения конфликта интересов предусматривает, в том числе периодическое изменение направления деятельности уполномоченных должностных лиц в целях сохранения независимости и объективности (ротацию).

11. Принцип ответственности означает, что уполномоченные должностные лица должны нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий. Уполномоченные должностные лица несут ответственность за совершенные в ходе осуществления внутреннего государственного финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Принцип конфиденциальности предполагает обеспечение сохранности и неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведений конфиденциального характера или служебной информации, ставших известными уполномоченным должностным лицам в связи с исполнением должностных обязанностей.

Уполномоченные должностные лица не вправе разглашать информацию, полученную ими при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, они также не вправе использовать такую информацию для личной выгоды или в целях нанесения вреда другим лицам.

13. Принцип компетентности означает, что внутренний государственный финансовый контроль должен осуществляться уполномоченными должностными лицами, обладающими необходимой теоретической и практической профессиональной подготовкой, а также специальными знаниями, умениями и навыками в установленной сфере деятельности. Образование и опыт уполномоченных должностных лиц должны соответствовать характеру, объему и уровню сложности возложенных полномочий по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля.

Уполномоченные должностные лица обязаны вести себя профессионально, руководствоваться в своей работе принципами и стандартами внутреннего государственного финансового контроля.

Принципы осуществления деятельности

14. Принципы осуществления деятельности определяют нормы, которыми должно руководствоваться Федеральное казначейство при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля, и включают в себя принципы: законности, эффективности, превентивной направленности, риск - ориентированности, существенности, непрерывности, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости.

15. Принцип законности предусматривает осуществление контрольной деятельности уполномоченными на то должностными лицами с четким и неукоснительным соблюдением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и обеспечением их исполнения в пределах установленной компетенции Федерального казначейства в части осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

В ходе реализации полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю должностные лица органа внутреннего государственного финансового контроля должны признавать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан и организаций.

16. Принцип результативности означает, что Федеральное казначейство должно иметь утвержденные измеряемые показатели достижения результатов, связанных с минимизацией бюджетных и имущественных рисков, и обеспечивать оценку степени достижения указанных результатов. Система оценки результативности внутреннего государственного финансового контроля должна быть направлена на снижение негативных эффектов, возникающих в результате несоблюдения объектами контроля бюджетного законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

17. Принцип эффективности означает осуществление контрольной деятельности с использованием наименьшего объема трудовых, материальных, финансовых и иных ресурсов в целях сокращения нарушений в финансово-бюджетной сфере и обеспечения повышения качества финансовой дисциплины объектов контроля, в том числе путем предупреждения и предотвращения нарушений.

Система оценки эффективности контрольной деятельности должна включать не только абсолютные количественные показатели, в том числе о количестве проверок, нарушений, штрафных санкций, но и относительные количественные показатели, в том числе соотношение результатов деятельности в сфере внутреннего государственного финансового контроля и расходов на осуществление внутреннего государственного финансового контроля.

Одним из ключевых показателей эффективности внутреннего государственного финансового контроля становится размер предотвращенного ущерба публично-правовому образованию в результате осуществления контрольных мероприятий.

18. Принцип превентивной направленности деятельности по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля означает, что в качестве приоритетных должны реализовываться меры, направленные на устранение причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях реализации указанных мер Федеральное казначейство:

обеспечивает размещение на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом внутреннего государственного финансового контроля;

обеспечивает регулярное обобщение практики осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

19. Принцип управления рисками (риск-ориентированности) предполагает концентрацию усилий на направлениях деятельности, характеризующихся повышенной вероятностью наступления событий, вследствие которых может быть нанесен ущерб федеральному бюджету (бюджетному или автономному учреждению) и (или) нарушено бюджетное законодательство Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения.

20. Принцип существенности предусматривает отбор фактов хозяйственной жизни, финансовых операций, подлежащих проверке, исходя из значимости их воздействия на величину активов, обязательств и финансовых результатов, обстоятельств возникновения указанных фактов и операций, а также размера, характера и социальной значимости соответствующих нарушений требований бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

21. Принцип непрерывности внутреннего государственного финансового контроля предполагает отслеживание на постоянной основе (мониторинг) ключевых процессов и процедур с целью своевременного выявления рисков и отклонений от заданных параметров, которое осуществляется, в том числе, с использованием интегрированных информационных систем.

22. Принцип информатизации предполагает, что при осуществлении внутреннего государственного финансового контроля должны использоваться современные информационно-телекоммуникационных технологии, позволяющие автоматизировать постоянные и однообразные процессы, обеспечить оперативную обработку большого массива данных и автоматическое формирование документов в ходе проведения контрольного мероприятия.

В рамках реализации данного принципа должно быть обеспечено автоматизированное информационно-аналитическое сопровождение внутреннего государственного финансового контроля на всех стадиях его осуществления, в том числе с целью формирования и анализа информации об объектах контроля и результатах предыдущих контрольных мероприятий, непрерывного выявления и предупреждения возникающих рисков, фиксации в автоматическом режиме посредством прикладного программного обеспечения бюджетных правонарушений с целью принятия своевременных мер, направленных на устранение нарушений.

23. Принцип единства методологии предполагает использование общих принципов и стандартов осуществления внутреннего государственного финансового контроля, в том числе унифицированных подходов к определению процессов и процедур контроля, единство терминологической базы в сфере внутреннего государственного финансового контроля, критериев и показателей оценки контрольной деятельности.

При осуществлении внутреннего государственного финансового контроля и оформлении его результатов должно обеспечиваться соблюдение единых требований к формам и содержанию документов, формируемых в ходе и по итогам осуществления внутреннего государственного финансового контроля.

Принцип единства методологии предусматривает согласованность подходов к описанию выявляемых нарушений и ответственности за их совершение, оценке объема ущерба, наносимого Российской Федерации вследствие нарушений, с учетом правоприменительной практики органов государственного финансового контроля (надзора), а также практики разрешения судебных споров.

24. Принцип взаимодействия предполагает обеспечение конструктивного взаимодействия по вопросам координации контрольной деятельности и выработки предложений по дальнейшему совершенствованию внутреннего государственного финансового контроля. Взаимодействие осуществляется между Федеральным казначейством и иными органами внутреннего государственного финансового контроля, органами внешнего государственного финансового контроля, а также правоохранительными органами.

25. Принцип информационной открытости означает публичную доступность информации о деятельности Федерального казначейства по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля. Доступность информации обеспечивается посредством публикации на официальном сайте Федерального казначейства общей информации, ежегодного отчета о результатах проведения Федеральным казначейством контрольных мероприятий, а также иных сведений, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

официальный сайт Минфина России

www.minfin.ru, 19.01.2017

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»