Скрипты, скрипты и скрипты! Что же это такое?

Что только сегодня не называют скриптами, к месту и не к месту употребляя это модное словечко! Некоторые люди вкладывают в это слово какой-то свой, только им понятный смысл, а некоторые вообще не вкладывают никакого смысла. На самом деле, невозможно писать хорошие скрипты, если не понимать точного значения этого слова, так что, давайте попробуем разобраться в терминах, для начала.

Коротенькая справочка или напоминание, это для кого как. Языки программирования делятся на две большие группы – компилируемые и интерпретируемые.

Первые, с помощью специальной программы компилятора, переводят программу, написанную программистом, в так называемые машинные коды, то есть в коды понятные процессору (или процессорам, как частный случай) компьютера, которые процессор может выполнять. В случае с компилятором программа хранится на диске и загружается в память (RAM) компьютера в машинных кодах (условно говоря, в ноликах и единичках).

Вторые, или интерпретируемые языки программирования, отличаются тем, что программа, написанная программистом, может сразу загружаться в оперативную память в том виде, в котором она была написана, и выполняться шаг за шагом, команда за командой, преобразуясь в машинные коды специальной программой интерпретатором. В случае с интерпретатором программа хранится на диске и загружается в память (RAM) компьютера в том виде, как была написано программистом.

Основное преимущество компилируемых программ по сравнению с интерпретируемыми, это скорость работы. Иногда эта скорость может быть выше на несколько порядков! Интерпретаторы, безусловно, будут работать медленнее, так как им приходится делать много побочной работы помимо выполнения основной программы. А ведь скорость выполнения программы для нас очень важна, особенно если мы создаем игру! Мы ведь не хотим видеть дергающихся и тормозящих персонажей, тем более слайд-шоу! Для нас ведь важно, будет созданный нами персонаж реагировать через 1 миллисекунду или только через 10 секунд.

Зачем нам вообще использовать интерпретируемый язык программирования для создания игр? И можно ли его использовать в принципе? Дело в том, что у интерпретируемых языков тоже есть свои преимущества, и одно из них то, что программу можно быстро отлаживать (т.е. исправлять ошибки), дополнять и изменять. Ведь программа хранится на диске в том виде, как её написал программист и её не нужно каждый раз перекомпилировать после исправления маленькой ошибки. Кстати, поэтому и разобраться в чужих программах проще – языки программирования, особенно ориентированные на написание скриптов, очень просты для понимания, а вот разобраться в машинных кодах без отличного знания ассемблера (что дано далеко не каждому) практически невозможно…

В общем, программистам всегда хотелось совместить скорость работы компилируемых языков и простоту отладки интерпретируемых. Результатом стал своеобразный гибрид, так называемый прекомпилируемый метод работы интерпретаторов. При этом программа хранится на диске в том виде, как её написал программист, но в момент загрузки в оперативную память компьютера она переводится (специальной программой, часто называемой препроцессором) или непосредственно в машинные коды или в более удобный для дальнейшей обработки промежуточный формат. Вот! Это как раз и есть наш вариант со скриптами в Мафии, да и в огромном количестве других игр Имеем хорошую скорость работы и простоту отладки, в частности моддинга.
Игра Mafia: The City of Lost Heaven написана на объектно-ориентированном языке С++, программисту это уже о многом говорит! Для непрограммистов поясню, что в соответствии с логикой этого языка, всё, что мы видим и многое из того, что не видим, описано в виде отдельных объектов. Каждый человек, каждая машина или здание, каждая коробка или телефонная будка, каждая дорога или выезд из города и т.д… в общем всё это объекты! Каждый объект относится к какому-нибудь классу, например, машины, друзья, полицейские и т.д. Чуть позже мы поговорим об этом подробнее, а сейчас нам важно только усвоить, что игра Мафия, вернее наш городок Лост Хэвен, весь состоит из объектов, он из них построен.

Теперь о скриптах. Скрипт, это сценарий, от английского слова «Script». Точно такой же сценарий или роль, как в театральной пьесе! На форуме Вебгеймера, как выяснилось, есть много театралов, людей, которые любят театр и разбираются в нем. Вот им-то должно быть понятно, о чем я веду речь. Вы никогда не обращали внимания, не задумывались, почему разработчики назвали игровые файлы сценами (scene.4ds, scene2.bin и т.д.), а объекты, из которых состоят эти файлы актерами (actors)? Или откуда пошло такое понятие как «игровая сцена»? Дело в том, что игровые скрипты-сценарии, особенно для игр типа «action» (кстати, еще одно словечко из шоу-бизнеса), очень похожи на сценарии и пьесы театральные, можно сказать, что они близкие родственники. И в том и в другом случае у нас есть сцена с расставленными декорациями и актерами (мизансцена), при этом у некоторых актеров есть свой сценарий, своя роль, свой экшен, а у некоторых этого нет, они как бы играют в массовке. Но ведь и массовка тоже важна, без нее у нас не получится целостности, полноты впечатления от спектакля.

Актер, в любом случае актер, независимо есть у него роль со словами и экшеном (свой скрипт) или он играет бессловесную статую. Как я говорил выше, все из чего состоит город, это объекты. Это верно и понятно любому программисту! Но в то же время любой объект является актером на нашей сцене, по терминологии программистов Illusion Softworks, и с точки зрения «театрального» подхода к скриптам, о чем я говорил выше. Позже попробуем разобраться с этим поподробнее, а пока просто запомним, что объект и актер, это одно и то же – называйте как вам удобнее. Главное, чтобы вы понимали, что бутылка и чашка, стоящие в баре у Луиджи, и сам Луиджи, это и объекты, и актеры одновременно.

Давно вы были в театре? Помните хотя бы, что вам показывали на сцене? Любая театральная пьеса, пусть даже самая гениальная, сводится всего лишь к перемещению актеров по сцене, произнесению ими каких-то реплик и выполнению каких-то действий. Мы не можем увидеть мысли героев, их сны, мечтания и прочую нематериальную ерунду – все это невозможно показать средствами театра. Например, в кинематографе есть технические приемы как показать действие героев так, чтобы мы поняли – герой спит и видит сон или мечтает (черно-белое или расфокусированное изображение на экране, замедленная съемка и т.д.), а вот в театре мы таких приемов практически лишены – только чистый экшен, только то, что актер делает. Конечно, возможен режиссерский прием, когда диктор загробным голосом объявит: «И снится Вере Павловне сон…», но дальше-то дело сведется опять к действиям актеров, то есть, к тому же экшену! Ничего не поделать, таковы условности и ограничения театра! И практически такие же ограничения и условности мы имеем в игровых скриптах, раз уж мы согласились, что они родственны по своей сути. Кстати, голос диктора в играх частенько заменяется титрами .

Итак, мы построили сцену, расставили актеров и раздали им их роли (scripts), теперь они могут сыграть нам спектакль, а мы насладиться зрелищем, НО очень скоро это нам наскучит, ведь мы делаем игру, то есть хотим сами принять участие в спектакле, самому стать актером, а не только наблюдать за другими актерами. Тут есть один интересный момент! Все актеры имеют свои роли, в соответствии с которыми они выполняют какие-то действия, причем так, что со стороны может показаться, что актеры разумны. Создается впечатление, что актеры могут думать и принимать решения, что они обладают некоторым, достаточно убогим, но все-таки подобием искусственного интеллекта (Artificial Intelligence a.k.a. AI), для простоты часто и говорят, что игровые персонажи обладают AI. Закономерный вопрос, а если игрок выступает в качестве одного из актеров, то нужен ли игроку управляющий его поведением скрипт? У игрока ведь есть своя голова на плечах, часто и не пустая! Игрок сам может и должен принимать решения, в этом и заключается суть игрового процесса, зачем для игрока создавать дополнительный скрипт и AI. В простейшем случае для взаимодействия с AI других актеров, например: чтобы контролировать уровень здоровья игрока, чтобы он не залез куда не просят, чтобы отслеживать корректность прохождения миссии игроком (читы, например), чтобы завершить миссию, когда она пройдена. Таким образом, получается, что если для других актеров скрипты играют в основном управляющую роль, они думают и принимают решения за актеров, то в случае с игроком, скрипты больше ориентированы на контроль его поведения и взаимодействия с другими актерами.

А думать и принимать решения игроку предлагается самому.

Итак, определение скрипта.

Скрипт (script), это сценарий, описывающий и определяющий роль одного актера, его свойства, характеристики, поведение и взаимодействие с другими актерами.

Вы можете спросить, а как же, например, скрипт банды из Alive mod? Ведь не один актер составляет банду? Действительно, в банде несколько человек, у каждого из которых свой скрипт и свои функции, например, водитель… Все верно, каждый из членов банды является отдельным актером и имеет свой отдельный скрипт, описывающий его поведение и свойства. НО, в то же время, вместе члены банды составляют новый объект или актера, что одно и тоже. Если вам трудно это представить, то попробуйте представить, например, кирпич! Кирпич является объектом и относится к классу «Стройматериалы», из нескольких десятков или сотен кирпичей мы можем построить стену, которая тоже будет являться одним объектом, несмотря на то, что построена из множества других объектов, тех самых кирпичей. А из нескольких стен мы построим дом, который тоже является одним объектом, просто другого, более крупного класса «Дома», и так далее, до района и города в целом. В то же самое время наш маленький кирпич никуда не делся, он как был, так и остался объектом.

Точно так же преобразуются и скрипты, поскольку каждому объекту соответствует один скрипт, а объекты могут объединять в себе множество других объектов. Вот и получается, что каждый член банды имеет свой отдельный скрипт, у банды свой скрипт, а у миссии свой. Сложно представить? Ничего, в процессе работы будет понятнее, я надеюсь. А пока запомним, что одним актером могут управлять несколько различных скриптов, это зависит от того, к какому классу объектов он относится, и насколько сложные роли ему предстоит исполнять в этих классах.

Ссылка на первоисточник: http://www.webgamer.ru/Scripts_what_is_it/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Заметки IT специалиста
Комментарии: 1
  1. aleevalbyandexru

    Доходчиво и изложено прекрасно.спасибо Андрей Игоревич! В голове отложилосью

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:
Нажимая на кнопку «Отправить комментарий», я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.