- •«Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (мэси)» Кафедра _Прикладной информатики в экономике__ (наименование кафедры)
- •Тема 1. Информационные технологии в современной деятельности организации 4
- •1.2 Понятие информационных систем и технологий
- •1.3 Тенденции развития современной бизнес-среды
- •1. Появление новых и развитие существующих бизнес-моделей.
- •2. Повсеместное использование информационных технологий и усиление роли информационной системы в организации.
- •3. Изменение форм конкуренции.
- •4. Глобализация бизнеса.
- •5. Возрастание роли инноваций.
- •7. Новая роль руководителя информационной службы.
- •8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
- •1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
- •Типы Бизнес-моделей:
- •Тема 2. Технологии информационного обслуживания деятельности предприятия
- •2.1 Понятие управления экономическими объектами
- •2.2 Моделирование бизнес-процессов
- •2.3 Оптимизация, реинжиниринг и управление бизнес-процессами
- •2.4 Функциональный и Процессный подход в управлении
- •Тема 3. Информационные технологии документального обеспечения управленческой деятельности
- •3.1 Экономическая информация и средства ее описания
- •Структура экономической информации
- •Классификация экономической информации
- •Носители экономической информации
- •Основные способы обработки экономической информации
- •3.2 Электронный документ и электронная подпись
- •3.3 Системы электронного документооборота
- •Тема 4. Информационные системы управления организацией
- •4.1 Корпоративная информационная система
- •4.2 Mrp системы
- •4.3 Mrp II системы
- •4.4 Erp системы
- •4.5 Crm системы
- •4.6 Srm системы
- •Тема 5. Аналитические и управленческие информационные технологии и системы
- •5.1 Базы данных и хранилища данных
- •В Хранилище данных могут производиться следующие операции с данными:
- •Проблема хранения исходной информации компании
- •5.2 Облачные вычисления
- •5.3 Многомерный анализ данных на основе olap
- •5.4 Технология Data Mining
- •5.5. Business Intelligence (bi)
- •Тема 6. Информационные технологии принятия управленческого решения
- •6.1 Процесс принятия решений
- •Задачи принятия решения
- •6.2 Системы поддержки принятия решений (сппр)
- •6.3 Экспертные системы
- •1. Приобретение знаний.
- •2. Представление знаний. Формализация знаний о проблемной области
- •3. Реализация
8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.
Все знания любой организации можно разделить на явные и неявные знания. Современный менеджер при принятии управленческого решения не может не учитывать соотношение явных и неявных знаний у персонала.
Явные знания – представляют собой информацию и знания организации, которые можно получить от сотрудников компании и хранить их в базах данных или базах знаний. Так как вся информация содержится в базе данных, то организация жестко зависит от умения сотрудников работать с информационными технологиями. Эта зависимость компаний от информационных технологий является недостатком. Отдельные сотрудники значения не имеют, т.к. вся информация содержится в базе данных.
Неявные (скрытые) знания – это знания, которые нельзя извлечь из сотрудников и поместить в базу данных. Далеко не каждую информацию можно и нужно хранить в базе данных. И реально там может храниться только около 20-30% знаний персонала. Менеджмент организаций, в которых понимают и учитывают это, управляет персоналом по-иному. Каждый сотрудник, в особенности, если он проработал на фирме в течение нескольких лет, имеет важное значение для организации, т.к. она понимает, что бо́льшая часть знаний так и остается в конкретном человеке. Такого сотрудника трудно будет заменить.
Менеджмент организации, учитывая данные обстоятельства, должен выстраивать такую политику взаимодействия с собственным персоналом, которая удовлетворит как каждого работника компании, так и руководителей всех уровней управления.
1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий
Бизнес-модель описывает каким образом и за счёт каких средств компания приобретает свою стоимость. Бизнес-модель описывает основные бизнес цели и стратегии, организацию производства, описывает информационную и организационную структуру компании, производственные и информационные технологии, используемые в компании, систему управления и продаваемые продукты или услуги. Бизнес-модель показывает как именно устроен бизнес, какова методика его ведения и каков выбранный компанией способ получения прибыли (рис.1).
Рис.1 Основные вопросы при построении бизнес-модели
Существует несколько способов визуального представления основных элементов бизнес-модели, раскрывающих логику выбранного компанией способа извлечения прибыли.
Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder) и Ив Пинье (Yves Pigneur) в своей книге «Построение бизнес-моделей», предложили отображать её в простом и понятном схематическом виде для простоты её описания. Они предложили разложить бизнес-модель на девять составляющих её блоков-факторов, каждый их которых влияет на успех компании (рис.2).
Такой практический подход к вопросам анализа, построения, совершенствования бизнес-модели находит применение во многих мировых компаниях. О предлагаемой потребителю ценности Остервальдер и Пинье пишут, что она «описывает способ, каким образом компания дифференцирует себя от своих конкурентов, и причины, по которым потребители покупают продукты именно этой компании, а не какой-либо другой» [5].
Рис.2 Схема бизнес-модели компании
У А. Остервальдер и И. Пинье это выглядит так:
Рис.3 Схема бизнес-модели компании по А.Остервальдер и И.Пинье
Элементы бизнес-модели:
Ключевые ресурсы компании – все ресурсы, необходимые для реализации бизнес-модели.
Потребительский сегмент – определяет тип потребителей продукта или услуги.
Каналы распространения – пути, по котором продукт / услуга доставляется потребителю.
Отношения с потребителями – описание того как и какие потребности клиента будет обеспечивать бизнес.
Ценностное предложение – в чем заключается ценность для потребителя и в чём уникальность.
Потоки доходов – описание методов, которыми потребители оплачивают стоимость продукта / услуги, и описание источников доходов.
Структура затрат – описание статей расходов, которые происходят в процессе ведения бизнеса.
Ключевое партнёрство – описание внешних связей с партнёрами.
Ключевые виды деятельности – описание того, что сотрудники должны выполнять для создания продукта / услуги.
В новой, постоянно меняющейся деловой среде, тип бизнес-модели всё больше зависит от способа использования производственных и информационных технологий и, прежде всего, в сети Интернет. Технологии и производимые с их помощью товары и услуги становятся основной движущей силой бизнеса. Используя новейшие Интернет технологии, компании создают новые модели собственного бизнеса или изменяют существующие, что позволяет эффективнее управлять организацией, способствуя привлечению большего количества клиентов и снижению издержек.
Но изменение модели бизнеса зависит не только от используемых технологий. Бизнес-модель компании не может не изменяться со временем. Появлению новых способов ведения дел способствуют изменения на рынке, политические, экономические, социальные изменения в государстве и мире, развитие научно-технического прогресса. Изменения происходят и во внутренней среде компании. Появление людей, не боящихся перемен, способных создать сильную управленческую команду, генерирующую новые бизнес-идеи, позволяет совершенствовать собственную модель бизнеса.
Несмотря на то, что каждая компания владеет уникальной бизнес-моделью, которую невозможно просто скопировать, существует ряд стандартных типов бизнес-моделей.