Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2014 учебное пособие ИТ в Менеджменте.docx
Скачиваний:
278
Добавлен:
05.06.2015
Размер:
1.63 Mб
Скачать

8. Возрастание влияния знаний и умений персонала на успех компании.

Все знания любой организации можно разделить на явные и неявные знания. Современный менеджер при принятии управленческого решения не может не учитывать соотношение явных и неявных знаний у персонала.

Явные знания – представляют собой информацию и знания организации, которые можно получить от сотрудников компании и хранить их в базах данных или базах знаний. Так как вся информация содержится в базе данных, то организация жестко зависит от умения сотрудников работать с информационными технологиями. Эта зависимость компаний от информационных технологий является недостатком. Отдельные сотрудники значения не имеют, т.к. вся информация содержится в базе данных.

Неявные (скрытые) знания – это знания, которые нельзя извлечь из сотрудников и поместить в базу данных. Далеко не каждую информацию можно и нужно хранить в базе данных. И реально там может храниться только около 20-30% знаний персонала. Менеджмент организаций, в которых понимают и учитывают это, управляет персоналом по-иному. Каждый сотрудник, в особенности, если он проработал на фирме в течение нескольких лет, имеет важное значение для организации, т.к. она понимает, что бо́льшая часть знаний так и остается в конкретном человеке. Такого сотрудника трудно будет заменить.

Менеджмент организации, учитывая данные обстоятельства, должен выстраивать такую политику взаимодействия с собственным персоналом, которая удовлетворит как каждого работника компании, так и руководителей всех уровней управления.

1.4 Бизнес-модели и влияние на них информационных технологий

Бизнес-модель описывает каким образом и за счёт каких средств компания приобретает свою стоимость. Бизнес-модель описывает основные бизнес цели и стратегии, организацию производства, описывает информационную и организационную структуру компании, производственные и информационные технологии, используемые в компании, систему управления и продаваемые продукты или услуги. Бизнес-модель показывает как именно устроен бизнес, какова методика его ведения и каков выбранный компанией способ получения прибыли (рис.1).

Рис.1 Основные вопросы при построении бизнес-модели

Существует несколько способов визуального представления основных элементов бизнес-модели, раскрывающих логику выбранного компанией способа извлечения прибыли.

Александр Остервальдер (Alexander Osterwalder) и Ив Пинье (Yves Pigneur) в своей книге «Построение бизнес-моделей», предложили отображать её в простом и понятном схематическом виде для простоты её описания. Они предложили разложить бизнес-модель на девять составляющих её блоков-факторов, каждый их которых влияет на успех компании (рис.2).

Такой практический подход к вопросам анализа, построения, совершенствования бизнес-модели находит применение во многих мировых компаниях. О предлагаемой потребителю ценности Остервальдер и Пинье пишут, что она «описывает способ, каким образом компания дифференцирует себя от своих конкурентов, и причины, по которым потребители покупают продукты именно этой компании, а не какой-либо другой» [5].

Рис.2 Схема бизнес-модели компании

У А. Остервальдер и И. Пинье это выглядит так:

Рис.3 Схема бизнес-модели компании по А.Остервальдер и И.Пинье

Элементы бизнес-модели:

  1. Ключевые ресурсы компании – все ресурсы, необходимые для реализации бизнес-модели.

  2. Потребительский сегмент – определяет тип потребителей продукта или услуги.

  3. Каналы распространения – пути, по котором продукт / услуга доставляется потребителю.

  4. Отношения с потребителями – описание того как и какие потребности клиента будет обеспечивать бизнес.

  5. Ценностное предложение – в чем заключается ценность для потребителя и в чём уникальность.

  6. Потоки доходов – описание методов, которыми потребители оплачивают стоимость продукта / услуги, и описание источников доходов.

  7. Структура затрат – описание статей расходов, которые происходят в процессе ведения бизнеса.

  8. Ключевое партнёрство – описание внешних связей с партнёрами.

  9. Ключевые виды деятельности – описание того, что сотрудники должны выполнять для создания продукта / услуги.

В новой, постоянно меняющейся деловой среде, тип бизнес-модели всё больше зависит от способа использования производственных и информационных технологий и, прежде всего, в сети Интернет. Технологии и производимые с их помощью товары и услуги становятся основной движущей силой бизнеса. Используя новейшие Интернет технологии, компании создают новые модели собственного бизнеса или изменяют существующие, что позволяет эффективнее управлять организацией, способствуя привлечению большего количества клиентов и снижению издержек.

Но изменение модели бизнеса зависит не только от используемых технологий. Бизнес-модель компании не может не изменяться со временем. Появлению новых способов ведения дел способствуют изменения на рынке, политические, экономические, социальные изменения в государстве и мире, развитие научно-технического прогресса. Изменения происходят и во внутренней среде компании. Появление людей, не боящихся перемен, способных создать сильную управленческую команду, генерирующую новые бизнес-идеи, позволяет совершенствовать собственную модель бизнеса.

Несмотря на то, что каждая компания владеет уникальной бизнес-моделью, которую невозможно просто скопировать, существует ряд стандартных типов бизнес-моделей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]