Финансы

Финансы
Финансы

Публичные финансы:

Международные финансы
Государственный бюджет
Местный бюджет


Частные финансы:

Корпоративные финансы
Финансы домохозяйств


Финансовые рынки:

Рынок денег
Валютный рынок
Фондовый рынок
Срочный рынок


Финансовые инструменты:

Бюджет
Бюджетный учёт
Налоги
Финансирование
Финансовое планирование
Финансовые активы
Авуары • Валюта • Деньги
Ценные бумаги
Финансовые коэффициенты
Финансовый менеджмент
Финансовый контроль


Финансовые институты:

Банк
Кредитный кооператив
Страховая компания
Инвестиционная компания
Инвестиционный фонд
Взаимный фонд
Пенсионный фонд
Трастовая компания
Федеральное казначейство
Казначейство организации


Финансовое право

Фина́нсы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств[1][2]. Обычно речь идёт о целевых фондах государства или хозяйствующих субъектов (предприятий). Важнейшим понятием в области финансов является бюдже́т.

Глагол финанси́ровать означает «снабжать денежными средствами».

Слово финансы часто используется в быту для обозначения денег.

Существует также одноимённая экономическая наука — финансы.

Содержание

Финансы как наука

Научная дисциплина финансы изучает деньги и социально-экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием материальных ресурсов. Финансы — это прикладная экономическая дисциплина.

Традиционно финансы разделяют на публичные и частные. К первой группе относятся: государственные финансы и муниципальные финансы (местные финансы). Во второй группе выделяют:

  1. личные финансы и семейные финансы;
  2. финансы малого бизнеса, корпоративные финансы (финансы предприятий, финансы бизнеса), финансы банков (банковское дело), финансы некоммерческих организаций.

Для публичных финансов первичны расходы, так как производится финансирование четко регламентированных задач и функций публичного образования. Для частных финансов первичны доходы, вся деятельность направлена на получение дохода, который впоследствии используется по усмотрению лица.

Общее умение (а возможно, даже искусство) управлять финансами изучает наука финансовый менеджмент. Управление финансами банка изучается в рамках науки банковское дело. Финансовые рынки изучает наука финансовая экономика. Финансовая статистика изучается в рамках небольшого одноимённого раздела статистики. Методы обработки финансовой информации изучает прикладная математическая наука финансовая математика. Контроль за финансовыми потоками изучается в рамках дисциплины финансовый контроль.

Трактовка термина «финансы»

В мировой литературе

Современные трактовки термина финансы берут своё начало в камерализме — немецком варианте меркантилизма — науке, занимавшейся проблемой формирования и целевого использования государственной казны[3] [4][5][6][7]. Камерализм был основан на отображении потоков доходов и расходов бюджета государства. Бюджет в камерализме являлся отправной точкой, в которой происходит сравнение между доходами и расходами за определённый отчетный период. В основе бюджета лежит принцип, согласно которому доход должен соответствовать расходу. Под финансами камералисты понимали управление доходами, предназначенными к употреблению на нужды государства[8]. Понятия «камеральная наука» и «наука финансовая» в западной литературе иногда употреблялись как синонимы, но после того, как в структуре камерального хозяйства были учреждены камер-коллегии, в состав которых вошла полиция, термин «финансы» обрёл самостоятельный, более узкий смысл: «правительственная власть … является вынужденною озаботиться заготовлением материальных ценностей, как вспомогательных средств для достижения своих целей… Отсюда возникает особенная отрасль правительственной деятельности, имеющая своей целью приобретение, сохранение и надлежащее употребление необходимых для государственной власти материальных ценностей и состоящая в ведении собственного хозяйства или в попечении о государственных доходах и расходах. Эти попечения правительства … составляют предмет так называемых финансов, финансового управления, правительственного хозяйства или хозяйства государственного»[9] (в дореволюционной России термин употреблялся в том же значении, что и в Германии (см.[10]).

В англоязычной литературе второй половины XIX — начала ХХ века термин «финансы» трактовался не так однозначно, как в немецкой. В частности, в словаре Вебстера (издание 1886 года) говорилось о том, что финансы — это «доходы (revenue) правителя или государства; иногда, доход физического лица»[11]. Данное определение финансов примечательно в двух аспектах. Во-первых, оно отражает точку зрения узкого круга западных ученых той поры, согласно которой сфера финансов ограничивалась только доходами государства (см. по этому поводу[12][13][14]). Во-вторых, определение отражало тот факт, что термин «финансы» употреблялся не только применительно к общественному сектору экономики, но и к частному. О том, что термин финансы употреблялся в западной литературе второй половины ХIХ века не только в связи с общественным сектором экономики, свидетельствуют и некоторые специализированные издания той поры (см., например[15]), где в контексте финансов говорится не только о государственных доходах и расходах, но и о спекуляции ценными бумагами, накоплении капитала и процентной ставке по ссудному банковскому капиталу, как о важных аспектах финансовой науки. В книге английского автора Г. Кинга «Теория финансов» вообще не упоминается общественный сектор экономики, а речь идет о прибыли, актуарных расчетах, простом и сложном проценте на ссудный капитал[16]. В этом плане показательно и определение финансов Ф. Кливленда: «Финансы представляют собой отрасль бизнеса, которая имеет дело с получением и расходованием фондов, необходимых для оснащения и управления предприятием. … Что такое фонды? Как их получить? Как ими управлять? Ответы на три эти вопроса покрывают всю область финансов»[17]. Примечательно, что и К. Маркс в своем «Капитале» употребляет термин «финансы» в контексте денежного капитала, банков и бирж[18].

В целом, все трактовки термина «финансы» в западной литературе второй половины XIХ — начала ХХ века делятся на три группы:

  1. термин «финансы» без уточняющих прилагательных употребляется только по отношению к общественному сектору экономики, что, прежде всего, характерно для немецкой научной школы. Такая трактовка финансов отражает начальную стадию развития западной финансовой науки и в настоящее время утратила свою актуальность;
  2. термин «финансы» без уточняющих прилагательных употребляется только в контексте частного сектора экономики. Данный подход к трактовке термина нередко встречается и в современной учебной и научной западной литературе (см., например[19][20][21][22][23]).
  3. термин «финансы» употребляется с уточняющими прилагательными (pulic, personal, corporate), а без таковых трактуется в широком смысле. Данный подход доминирует в современной западной литературе.

Объяснение столь неоднозначных трактовок финансов в западной литературе изложено в книге К. Плена «Введение в общественные финансы»[24] (1921), где автор утверждал, что перенос смыслового содержания термина «финансы» с общественного на частный сектор экономики произошел в результате метонимии. Как следствие, используемый без уточняющих прилагательных («общественные» (public), «личные» (personal), «корпоративные» (corporate)), термин «финансы» получил более широкий смысл, нежели имел первоначально, и, помимо общественного сектора, стал охватывать вопросы капитала, прибыли, доходов и расходов предприятий и частных лиц. В этой связи, для исключения двусмысленности прилагательного «финансовый» (financial), возникшей в результате метонимии, К. Плен, а вслед за ним и М. Хантер указывали на то, что применительно к общественным финансам корректнее употреблять прилагательное «фискальный» (fiscal), говоря при этом «фискальный год», а не «финансовый год»[25][26].

В формулировках определений термина «общественные финансы» используется исторически сложившийся дескриптивный подход, отражающий внешние проявления категории, выражающиеся в формировании и использовании государственного и местных бюджетов:

  • общественные финансы — наука, «которая изучает деятельность государства, заключающуюся в получении и применении материальных средств, необходимых для выполнения надлежащих функций»[27];
  • общественные финансы — наука, предметом исследования которой являются: процесс формирования и использования государственных ресурсов; механизм этого формирования; баланс между расходами и доходами, а также методы административного контроля, оказывающие серьезное влияние на работу национальных финансов [28];
  • «общественные финансы являются одним из тех предметов, которые лежат на границе между экономикой и политикой. Это касается доходов и расходов органов государственной власти с корректировкой одного к другому. <…> В современных цивилизованных обществах доходы и расходы органов государственной власти состоят, почти исключительно, из денежных поступлений» [29].

В основе общественных финансов лежит теория распределения общественных благ. Суть её состоит в том, что существуют некоторые блага (национальная оборона, охрана общественного порядка, дороги и т. п.), потребность в которых не может быть удовлетворена и оплачена в индивидуальном порядке путём товарно-денежного обмена. Как следствие, потребность в таких коллективных благах не может быть реализована через рыночный механизм. Исходя из этого, распределение общественных благ берет на себя государство в лице центральных и местных органов власти через бюджеты соответствующих уровней. «Государственные затраты являются частью потребления общества, в котором государство представляет собой регулирующий орган» [30]. Посредством фискальных и бюджетных инструментов общественные блага не только распределяются, но и перераспределяются. В частности, перераспределение может производиться путем комбинации высоких налогов на обеспеченных граждан, и субсидий гражданам с низкими доходами. Таким образом, путем перераспределения благ между высокодоходными и малообеспеченными слоями населения реализуется концепция социальной справедливости и гуманизма: «Если мы считаем, что моральный долг общества в целом, чтобы помочь слабым, то помощь бедным дает общее благо» [31].

Среди дефиниций, посвященных финансам частного сектора, доминирующее место занимают определения корпоративных финансов, которые тоже носят дескриптивный характер и не отличаются, при этом, строгостью формулировок: 1) «корпоративные финансы связаны с эффективным и результативным управлением финансами организации для достижения целей этой организации. Это включает в себя планирование и контроль за предоставлением ресурсов (там, откуда они привлекаются), распределение ресурсов (там, где они развернуты), окончательный контроль над ресурсами (эффективно ли используются или нет).<…> Две ключевые концепции корпоративных финансов, которые имеют важнейшее значение в принятии решений, это соотношение между риском и доходностью, а также стоимость денег во времени» [32]; 2) «Финансы — оценка и управление риском. <…> С точки зрения финансов, корпорация это совокупность рискованных денежных потоков» [33]; 3) «Корпоративные финансы ¬- приобретение и распределение фондов или ресурсов корпорации с целью максимизации благосостояния акционеров» [34]; 4) «Это брать деньги, чтобы делать деньги» [35]; 5) «Финансы предприятий есть исследование того, как финансовые и инвестиционные решения должны быть сделаны в теории, и как они сделаны практически» [36].

Для обозначения границы между общественными финансами и финансами частного сектора представители западной научной школы сформулировали целый ряд признаков, один из которых выделяется как наиболее существенный: перед общественными финансами и финансами частного сектора стоят разные цели (см. [37] [38] [39] [40] [41] [42] [43] [44] [45]). Главная цель частного сектора — получение прибыли, то есть максимально возможное увеличение меновой стоимости капитала путем воспроизводства и/или спекуляции. В свою очередь, цель общественных финансов — распределение и перераспределение общественных благ, потребляемых на общенациональном и региональном уровнях (подробнее о целевых функциях финансов см. [46] [47] [48] [49] [50] [51] [52] [53] [54] [55]).

В современной западной научной и учебной литературе термины «финансовый менеджмент», «управленческие финансы», «корпоративные финансы» и «бизнес-финансы» практически эквивалентны и являются взаимозаменяемыми [56][57]. «Финансами называется надлежащее управление деньгами» [58]; «финансы могут быть определены как искусство и наука управления деньгами» [59].

Советская трактовка

Особое место в мировой финансовой науке занимает теория советских (социалистических) финансов, представляющая собой модифицированную версию западной теории общественных финансов, адаптированную к советской модели экономики и идеям марксизма[60]. В частности, в противовес теории распределения общественных благ посредством финансов и личных благ посредством рыночного обмена (Т-Д, Д-Т)) К. Марксом была предложена схема распределения благ в обществе, основанном на коллективизме, которая предусматривала в измерять стоимость не опосредовано через деньги, а напрямую через рабочее время: «Индивидуальное рабочее время каждого отдельного производителя — это доставленная им часть общественного рабочего дня, его доля в нём. Он получает от общества квитанцию в том, что им доставлено такое-то количество труда (за вычетом его труда в пользу общественных фондов), и по этой квитанции он получает из общественных запасов такое количество предметов потребления, на которое затрачено столько же труда» [61]. Такая схема распределения благ по квитанциям не предполагала существование денег. Как следствие, «вступление СССР в период социализма многие экономисты рассматривали как начало перехода к прямому продуктообмену и отмиранию денег, кредита, финансов»[62]. Исходя из этого, в первом издании учебника «Финансы СССР», вышедшем в 1933 году, «все изложение материалов исходило из того, что после победы социализма финансы будут „похоронены“ как пережиток капитализма»[63]. Однако, практика первых лет советской власти показала, преждевременность отказа от денег в качестве меры стоимости. Коммунистическая идеология вынуждена была признать, что деньги останутся в СССР как инструмент буржуазной экономики, который, по словам И. Сталина, «взяла в свои руки Советская власть и приспособила к интересам социализма»[64].

Ключевая отличительная особенность советской модели экономики заключалась в том, что к концу второй пятилетки (1938 год) удельный вес общественной собственности в СССР составлял 98,7 %, в личной собственности колхозников и мелких кустарей находилось лишь 1,3 % всех производственных фондов страны[65]. Таким образом, практически весь производственный сектор в СССР получил статус общественного, а государство от имени общества полностью взяло на себя распределение благ и в производственной сфере. Из государственного бюджета СССР покрывались не только расходы традиционно характерные для капиталистической модели экономики (по государственному управлению, национальной обороне, охране правопорядка, строительству дорог и т. п.), но и основная доля затрат по расширенному воспроизводству (производственные капитальные вложения). Госбюджет СССР фактически стал общественным инвестиционным фондом под управлением государства, через который производилось перераспределение ресурсов между различными предприятиями и отраслями общественного хозяйства. Как следствие, понятие «советские финансы» должно было отразить этот факт.

Начало формированию научных подходов к трактовке общественных финансов, учитывающих реалии социалистической модели экономики, положила научная дискуссия на совещании, проведенном в 1944 году Управлением учебных заведений Министерства финансов СССР. Основными итогами дискуссии являлись:[66]

  1. рассмотрение советских финансов как системы денежных отношений, связанных с действием закона стоимости;
  2. такое расширение предмета учения о советских финансах, которое в той или иной мере включает в себя денежные отношения внутри государственного производственного сектора и взаимоотношения государства и его производственного сектора с колхозно-кооперативным производственным сектором и с населением.

Дискуссия оказала серьезное воздействие на весь дальнейший ход развития советской финансовой науки. Под её влиянием, на протяжении последующих двадцати пяти лет, в СССР сформировались три научные концепции советских финансов: распределительная, воспроизводственная и концепция Э. А. Вознесенского (иногда называемая правовой концепцией).

Распределительная концепция

Автором наиболее распространённой советской теоретической концепции общественных финансов, распределительной, является В. П. Дьяченко (московская школа), считавший, что «отказываться в применении к социалистическому обществу от исторически сложившегося понятия государственных финансов нет никаких оснований»[67]. Под «исторически сложившимся» понималось представление о финансах, как о денежных отношениях, «во первых, распределительных, во-вторых, связанных с существованием и функционированием государства»[68]. Исходя из этого, западная теория распределения общественных благ была адаптирована к условиям советской модели экономики путем скрытого терминологического соглашения, суть которого состояла в том, что в под термином «распределение» стали подразумевать не только распределение общественных благ между сферой производства и сферой потребления, но и процесс дробления валовой денежной выручки на общественных производственных предприятиях (т. н. «первичное распределение»)[60]. Кроме того, ввиду полного обобществления производственного сектора, для обозначения различия между общественными фондами (в принятом западной наукой понимании этого словосочетания) и фондами частных предприятий, тоже ставших в СССР общественными, были введены понятия «централизованные фонды» и «децентрализованные фонды»: «финансы социалистического государства есть система денежных отношений, на основе которых через плановое распределение доходов и накоплений обеспечивается образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных ресурсов государства в соответствии с его функциями и задачами»[69].

Чтобы подчеркнуть отличия между распределением общественных благ при социализме и при капитализме, финансы советских предприятий были разделены сторонниками распределительной концепции на две составные части: производственную и распределительную. Так называемое «первичное распределение» (валового дохода по различным фондам предприятия) вошло в состав финансов социалистического государства, а «производственная» составляющая, была выделена в самостоятельную категорию «финансы отраслей народного хозяйства СССР», представляющую собой денежную сторону отношений, складывающихся на предприятиях в процессе движения стоимости в производственной форме (основных фондов, комплектующих, сырья, готовой продукции): «Совокупность денежных отношений, объективно существующих в отраслях народного хозяйства, возникающих в процессе производства и реализации продукции и опосредствующих этот процесс, составляет финансы отраслей народного хозяйства СССР»[70].

В отличие от западных учёных, выделявших у общественных финансов одну функцию — распределительную (перераспределительную), советские финансовые теоретики наделили финансы СССР ещё одной функцией — контрольной: «В процессе развития учения о финансах социалистического государства были сформулированы две их основные функции — распределительная и контрольная. Первая рассматривалась как общая для государственных финансов и в досоциалистических формациях, и при социализме, но в досоциалистических формациях она сводилась к перераспределению денежных ресурсов, а при социализме распространяется и на отношения первичного распределения национального дохода; вторая (контрольная) была определена как специфическая функция советских финансов»[71]. При этом автор распределительной концепции наделял термин «перераспределение» иным смыслом, нежели было принято в западной теории распределения общественных благ. Исходя из того, что согласно официальной советской идеологии в СССР отсутствовали бедные и богатые, в перераспределении ресурсов между ними не было необходимости. Как результат, термин «перераспределение» в советской финансовой теории утратил свой первоначальный смысл. Под перераспределением стали понимать распределение того, что поступило в госбюджет после т. н. «первичного распределения» внутри производственных предприятий. В частности, благодаря подобного рода «перераспределению» в СССР могли существовать планово убыточные предприятия и даже целые отрасли, убытки которых покрывались через госбюджет за счёт прибыли других общественных предприятий и отраслей.

Воспроизводственная концепция

Воспроизводственная концепция советских финансов, автором которой является А. М. Александров (ленинградская школа), принципиально отличалась от распределительной тем, что денежные отношения внутри предприятий не делились на распределительную (т. н. «первичное распределение») и воспроизводственную (т. н. опосредствование) составляющие, а объединялись в одно целое под называнием «опосредствование производственного процесса» и полностью включались в предметную область, охватываемую понятием «финансы социализма». В результате такого подхода все денежные отношения, входящие в понятие «финансы социализма», по версии воспроизводственной концепции представляли собой систему из двух типов отношений:

1) «опосредственные»
2) распределительные (в подлинном смысле этого слова, изначально принятом в западной теории распределения общественных благ).

При этом финансы, помимо контрольной и распределительной, наделялись функцией «опосредствования кругооборота производственных фондов». «В этой функции финансы обслуживают не только фазы кругооборота Д-Т и Т-Д, но и фазу движения фондов предприятий в их производственной форме»[72]. По версии воспроизводственной концепции социалистические финансы — «это система денежных отношений опосредствующих кругооборот производственных фондов в народном хозяйстве на расширенной основе и обеспечивающих образование и использование различных фондов для удовлетворения разнообразных потребностей социалистического общества»[73].

Многолетняя научная дискуссия между сторонниками распределительной и воспроизводственной концепций сводилась к тому, в какой мере следует включать финансы советских предприятий и отраслей народного хозяйства в состав общественных финансов. При этом, согласно воспроизводственной и распределительной концепций в состав финансов социализма не входили личные финансы и финансы непроизводственных предприятии и организаций, к которым относились все учреждения здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, воспроизводственная концепция тоже не охватывала всю предметную область финансов.

Правовая концепция

В основе правовой концепции советских финансов, автором которой является Эрнест Александрович Вознесенский (ленинградская школа), лежит одно из отличий, при помощи которых западные финансовые теоретики обозначали границу между общественными финансами и финансами частного сектора. К. Шоуп описывает это так: «Главное различие между системой распределения правительства и семьи, церкви, или другого некоммерческого учреждения заключается в степени беспристрастности правил, по которым правительство распределяет свои услуги и распределяет бремя покрытия расходов … Беспристрастность означает, что (1) данный свод правил, например, налоговое право, установлен декретом, … и (2) правила, поддержаны санкциями (штрафами или тюремными сроками), одинаково применимыми ко всем нарушителям закона, кем бы они ни были. … В отличие от этого режима, семья распределяет среди своих членов товары, потребляемые в домохозяйстве по неофициальным и часто меняющимся критериям»[74]. По аналогии с К. Шоупом формулировалась аргументация Э. А. Вознесенского применительно к советским финансам:[75]

1) Финансовые отношения, в том числе налоги, суть стоимостные (денежные);
2) Лишь те денежные отношения финансовые, которые образуют их систему, регламентированную государством.

«Таким образом, финансы социалистических государств представляют собой систему денежных отношений, имеющих императивную форму»[76]. По версии Э. А. Вознесенского система социалистических финансов охватывала почти всю предметную область финансов, поскольку жесткой императивной регламентации в СССР подвергалась не только сфера распределения общественных благ, как это было в капиталистических странах, но и сфера производства вместе с непроизводственной. Исключение составляла только часть денежных отношений, относимых западной научной школой к понятию «личные финансы»: «Расходы, осуществляемые за счет личных доходов членов социалистического общества, не носят императивной формы (отношения, опосредствованные Д-Т и Т-Д), а потому не входят в сферу финансов, за исключением, естественно, уплаты налогов, страховых платежей, возврата ссуд и др.»[77] При этом закупки промтоваров и продовольствия (тоже отношения Д-Т и Т-Д), проводимые бюджетными организациями, Э. А. Вознесенский причислял к финансам социалистического государства на том основании, что госзакупки подвергались жесткой регламентации.

Постсоветский период

В учебной литературе по финансам, издаваемой после распада СССР на постсоветском пространстве, главным образом, продолжают излагаться основные теоретические концепции советских (общественных) финансов. При этом дефиниции категории финансы, как правило, повторяют (без прилагательных «советские» и «социалистические») дефиниции из советских учебников. Исключением является концепция, разработанная С. П. Захарченковым, согласно которой финансы представляют собой целенаправленное движение меновой стоимости капитала в денежном измерении[78].

Основные финансовые концепции

Финансовая активность (деятельность) — это применение ряда техник и процедур, которые частные лица и организации используют для управления своими финансами. Особенно важна при этом разница между доходами и расходами и оценка риска инвестиций.

Если доходы превышают расходы (то есть существует профицит), то разница может быть отдана в долг под проценты или вложена в какой-то бизнес или в покупку собственности. В этом суть финансовой деятельности — если есть свободные финансовые ресурсы, то они должны быть пущены в дело, чтобы приносить дополнительный доход.

Если расходы превышают доходы (то есть существует дефицит), то нужно восполнить недостающие финансовые ресурсы. Это можно сделать путём получения кредита, или путём выпуска акций или облигаций на бирже. В современном мире заёмщику не надо самому ходить и искать кредитора — можно пойти в банк или на биржу, и соответствующий финансовый институт за определённую комиссию найдёт кредитора. Или наоборот — для кредитора найдёт заёмщика. Собственно вся суть банковской и биржевой деятельности состоит в том, чтобы эффективно связывать нуждающихся с теми, у кого есть свободные средства.

Как уже говорилось ранее, банк служит посредником между заёмщиками и кредиторами. На практике это выглядит так: кредитор (вкладчик) приходит и кладёт свои свободные деньги на банковский счёт (т. н. депозит), чтобы получать со своего вклада процент. Затем в банк приходит заёмщик, чтобы получить кредит. Банк выдаёт деньги вкладчика в кредит заёмщику под процент, а этот процент включает в себя и доход для вкладчика, и доход для самого банка, и ещё плюс некоторый процент для страхования риска невозвращения кредита.

Биржа тоже служит цели соединения кредиторов и заёмщиков, но, в отличие от банка, не располагает собственным «финансовым буфером», то есть не может отложить деньги на депозит, пока не появится заёмщик. Биржа может связать кредитора и заёмщика только в реальном времени. Банк же может отложить средства, то есть кредитор (вкладчик) может прийти в банк сегодня, а заёмщик (желающий взять деньги вкладчика в кредит) может появиться только через месяц.

Кроме того, биржа торгует вкладами и кредитами в опосредованной форме. Желающий взять кредит выпускает на биржу акции или облигации. Акция представляет собой долю владельца в компании-заёмщике, и, следовательно, одновременно служит и залогом по кредиту. Облигация это тоже вид кредита, но она, в отличие от акции, не даёт права собственности на компанию-заёмщика, хотя и может предусматривать какой-то отдельный залог. По акциям и облигациям тоже могут выплачиваться проценты (называемые дивидендами). Если по акции не выплачивается дивиденд, то предполагается, что акция будет расти в цене, и кредитор, купивший акцию, сможет получить причитающуюся ему прибыль лишь продав подорожавшую акцию.

Функции финансов

  1. Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;
  2. Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;
  3. Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;
  4. Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Финансовые услуги

Общий термин для описания услуг компаний, чья деятельность связана с денежными или инвестиционными услугами.

К финансовым услугам относят следующие виды услуг:

Финансовые рынки

Финансовый рынок — это рынок (зачастую биржа), охватывающий прежде всего рынок капиталов и рынок денежных средств. Обслуживает торговлю финансовыми активами, управляет финансовыми рисками и способствует инвестициям. Принято делить финансовый рынок на

  1. Рынок капиталов — на этом рынке происходит перераспределение свободных капиталов. Рынок капиталов включает:
    • Рынок ссудного капитала, в том числе:
      • Рынок банковских ссуд;
      • Рынок долговых ценных бумаг.
    • Рынок долевых ценных бумаг
  2. Денежный рынок (рынок денежных средств) — на этом рынке происходит покупка и продажа денег.

По видам финансовых инструментов финансовые рынки различают:

Личные финансы

Личные финансовые решения зачастую сводятся к планированию личного бюджета. Распространённая методика планирования личного бюджета такова:

  1. в доходную часть бюджета заносятся все предполагаемые доходы бюджетного периода, в том числе:
  2. затем составляется расходная часть бюджета, включающая:

Обычно личные бюджеты составляются на 1, 3, 6 или 12 месяцев. Рекомендуется составлять личный бюджет с профицитом в 3—5 %[источник не указан 1316 дней].

Доходы

Финансовые решения в доходной части личного бюджета зачастую не являются сложными — главное не упустить из виду ни один возможный источник дохода. Главный принцип: «капитал должен приносить капитал». Если имеются свободные средства производства — то они должны быть пущены в дело. Если имеется незадействованная собственность — то она должна быть сдана в аренду. Если какой-то свободный ресурс не способен принести доход и не является выгодным вложением (то есть не возрастает в цене сам по себе), то он должен быть продан, а деньги должны быть обращены в инвестиции.

Советы вроде «сменить работу на более высокооплачиваемую» не имеют отношения к финансам. Финансы — это то, что есть в распоряжении и чем можно оперировать. Главная задача финансового управления — наиболее эффективно (то есть с наибольшей выгодой) распорядиться имеющимися финансами. В нынешних условиях кредитных денег, заполучить дополнительные финансовые ресурсы в виде кредита не представляется проблемой.

Во избежание нежелательных секвестров, в доходную часть бюджета не следует включать возможные доходы, если вероятность их получения менее 90 %. В то же время, если незапланированный доход всё-таки появится, то пути его утилизации нужно определять в оперативном порядке. Ещё один важный момент, который нужно помнить при планировании доходов — это то, что пенсии и компенсации нужно рассчитывать исходя из самой выгодной из возможных схем.

Расходы

В рамках процесса бюджетного планирования приходится принимать и более сложные финансовые решения, особенно это касается расходной части бюджета. Здесь есть множество важных советов:

  • Во-первых, при расчёте длительного бюджетного периода (6 месяцев и больше), не забудьте про инфляцию. Если что-то стоит определённую сумму в начале года, то это не значит, что в конце года цена останется прежней. Пользуйтесь прогнозом инфляции от авторитетных источников и закладывайте этот прогноз в план расходов.
  • Закладывайте в расходы предполагаемое (предварительно анонсированное) повышение расценок на продукты и услуги. Если объявлено, что тогда-то электроэнергия подорожает на определённый процент, то этот процент должен быть отражён в бюджете.
  • Разумеется, следует всегда искать наиболее дешёвые продукты и услуги, имеющиеся на рынке. Иначе основной принцип рыночной экономики — конкуренция — вообще не будет работать. Но это совсем не значит, что качеством продуктов при этом можно пренебречь. Не закладывайте в бюджет некачественные или сомнительного качества продукты и услуги. Нужно выбирать самое дешёвое, но только из приемлемой качественной категории. Это особенно относится к продуктам питания, медицинским и финансовым услугам.
  • Кредиты нужно обязательно возвращать, хотя бы для того, чтобы не испортить свою «кредитную историю» и иметь возможность получить кредит в будущем. Поэтому взносы по кредитам должны иметь высокий приоритет в списке расходов.
  • Страхование рисков — непременная часть грамотного управления финансами. Никак не менее 5 % (а лучше 8—12 %) всех личных расходов рекомендуется направлять на страхование разного вида рисков. Это общепринятая мировая практика.
  • Нахождение законной схемы снижения уплачиваемых налогов — распространённый на Западе метод сокращения расходов. Если имеется даже малейшая возможность снижения налоговых отчислений, то ей непременно надо пользоваться. Если объём налогов очень велик (и возможная экономия способна окупить услуги специалиста), то целесообразно обратиться за советом к финансовому консультанту (или даже нанять личного бухгалтера).
  • В пенсионный фонд рекомендуется откладывать 7—10 % доходов. Пенсионный фонд — это в принципе обычный долгосрочный депозитный вклад, но с минимальным заложенным риском.
  • Инвестиции — это область самых сложных финансовых решений. Часто говорят, что нужно обладать даже «особым чутьём», чтобы принимать удачные решения в этой области. Однако, если отбросить всякие мистификации, то можно сказать, что хорошее инвестиционное решение — это продукт глубокого всестороннего безэмоционального анализа рынка инвестиций.

Финансы предприятий

Основная задача корпоративных финансов — финансовое обеспечение деятельности организации. Также важно нахождение оптимального баланса между доходностью бизнеса и финансовыми рисками. Для обеспечения текущих финансовых потребностей бизнеса обычно берутся краткосрочные банковские кредиты. Для обеспечения долгосрочных потребностей чаще выпускаются облигации или акции без фиксированного дивиденда. Такие стратегические решения о кредитах или выпуске акций в конечном счёте определяют саму структуру капитала организации.

Другая важнейшая сторона корпоративных финансов — это решения об инвестициях, то есть решения о вложении имеющихся свободных средств. Ведь инвестиция — это вложение свободного актива с надеждой, что он со временем увеличится в стоимости. Управление инвестициями — важнейшая сторона финансов на любом уровне, и корпоративный уровень не исключение. Перед принятием решения об инвестиции, нужно проанализировать следующие факторы:

  • соотношение между: целью — периодом времени — инфляцией — неприятием рисков — налогами
  • выбор между активной и пассивной стратегией хеджирования
  • оценка эффективности портфеля инвестиций

Финансовый менеджмент в организациях во многом схож с бухгалтерским учётом. Но бухгалтерский учёт занимается учётом уже совершённых операций (и, следовательно, учётом «исторической» финансовой информации). А финансовый менеджмент смотрит в будущее и занимается анализом эффективности и планированием ещё предстоящих финансовых операций.

Финансы государства

Налоги и сборы

Определение понятия налог представлено в ст. 8 Налогового кодекса РФ (своеобразной «налоговой конституции»). Согласно указанному нормативному акту, налог — обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления) денежных средств, в целях обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие Налогового кодекса РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Сборы — обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Из определения видны отличия сбора от категории налога: в частности сбор, в отличие от налога, является обязательным не всегда, а только в случае когда в отношении его плательщика те или иные государственные органы совершают «юридически значимые действия», то есть присутствует момент «индивидуальной возмездности».

Налоги сегодня — важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов). Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямой налог — это налог, взимаемый государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Косвенный налог — налог на товары и услуги, устанавливаемый в виде надбавки к цене или тарифу. Косвенные налоги также действуют в форме акцизов (в том числе универсального акциза) и таможенных пошлин.

Вот основные налоги, обеспечивающие доход бюджетов бюджетной системы РФ:

Современная налоговая система России строится на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов и нормативных актов местного самоуправления, а также подзаконных актов различных органов исполнительной власти. Контроль за правильностью, полнотой и своевременностью внесения налогов, возложен на Федеральную налоговую службу, которая образована в составе Минфина РФ.

Налоговая система РФ имеет три уровня (федеральный, региональный уровень субъекта и местный). В данный момент налоговая система по количеству уровней не совпадает с системой бюджетной (фактически с 2006 г. введен 4-й «негласный» бюджетный уровень на уровне местных бюджетов: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Однако, данное, казалось бы, противоречие нареканий не вызывает, поскольку все местные налоги (а также часть федеральных налогов и налоговых режимов) поделены между местными уровнями в соответствующих их статусам пропорциях на основании положений Бюджетного кодекса РФ.

Государственный заём

Отдельно нужно сказать о государственных облигациях (их ещё называют «облигации государственного займа»). Эти ценные бумаги выпускает правительство страны и распространяет внутри страны и за рубежом. Это как бы кредит, который берёт само государство для своих нужд. Разумеется, чем богаче и стабильнее государство, тем охотнее ему выдают кредиты и покупают его облигации. Поэтому США — это страна, имеющая самый большой в мире суверенный государственный долг. Многие страны мира (включая Россию) держат средства своей государственной казны в ценных бумагах правительства США. Чем эффективнее может государство распорядиться взятыми в кредит деньгами, тем выгоднее брать кредит. И наоборот, если государство не может окупить проценты по кредиту, то займы становятся тяжкой обузой для государственного бюджета.

Распределение доходов

Доходы государства распределяются по следующим основным расходным статьям:

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Финансовая экономика

Финансовая экономика — это отрасль экономической науки, изучающая взаимосвязи между финансовыми величинами, такими как: цена, добавочная стоимость, акционерный капитал и пр. Финансовая экономика особенно концентрируется на изучении влияния реальных экономических показателей на финансовые показатели. Вот основные направления исследований:

  • Оценка — определение реальной ценности актива
    • Насколько высоки риски этого актива? (нахождение правильных учётных ставок)
    • Какое движение наличности может вызвать актив? (дисконтирование денежных потоков)
    • Какова рыночная цена сходного актива? (относительная оценка)
    • Зависят ли финансовые потоки от какого-то другого актива или события? (производная оценка)
  • Финансовые рынки и инструменты
    • Товары
    • Акции
    • Облигации
    • Инструменты валютного рынка
    • Производные ценные бумаги
  • Финансовые институты и правила

См. также

Финансовые учреждения и организации

Крупнейшие информационные агентства финансовой информации

Примечания

  1. Финансы — статья из Большой советской энциклопедии
  2. Финансы /Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с. — (Библиотека словарей «ИНФРА-М»).
  3. Рау, 1867, с. 1-4
  4. Adams H. C., 1899, с. 5
  5. Backhaus J. G., Wagner R. E., 2004, с. 4-6
  6. Cohn G., 1895, с. 15-24
  7. Plehn Carl.C., 1909, с. 1-6
  8. Рау, 1867, с. 3
  9. Рау, 1867, с. 1
  10. словарь Брокгауза и Ефрона, 1902, с. 867-881
  11. Webster, 1886, с. 512
  12. Adams H. C., 1899, с. 20-21
  13. Bastable, 1903, с. 7
  14. Янжул, 2002, с. 52-53
  15. Patterson, 1868
  16. King, 1898
  17. Cleveland, 1902, с. 7-8
  18. Маркс, 1973, с. 149
  19. Боди З., Мертон Р., 2005
  20. Fama, Miller, 1972
  21. Нікбахт, Гропеллі, 1993
  22. Schinasi, 2005
  23. Weston, 1994, с. 7-26
  24. Plehn, 1909
  25. Plehn, 1909, с. 1-3
  26. Hunter, 1921, с. 3-4
  27. Plehn, 1909, с. 1
  28. Bastable, 1903, с. 1-5
  29. Dalton, 1922, с. 3-4
  30. Bastable, 1903, с. 9
  31. Plehn, 1909, с. 25
  32. Watson D. Head A., 2010, с. 2-3
  33. Bossaerts, 2001, с. 3
  34. www.britannica.com
  35. Spurga, 2004, с. 1
  36. McLaney, 2009, с. 1
  37. Рау, 1867, с. 5-7
  38. Adams H. C., 1899, с. 3-4
  39. Backhaus J. G., Wagner R. E., 2004, с. 21-22
  40. Bаrns, 1920, с. 50-51
  41. Bastable, 1903, с. 41-45
  42. Bullock, 1906, с. 11-15
  43. Dalton, 1922, с. 17-22
  44. Higgs, 1919, с. 1-3
  45. Jain, 2008, с. 3-7
  46. Масгрейв, 2009, с. 21-30
  47. Adair, 2006, с. 11
  48. Banks, 2007, с. 4
  49. Besley, 2009, с. 4-5
  50. Detscher, 2003, с. 3-4
  51. Jain, 2008, с. 4-5
  52. João, 2001, с. 3
  53. Katsioloudes, 2006, с. 188
  54. Moyer, 2009, с. 2
  55. Weaver, 2001, с. 11-12
  56. Bhala, 2006, с. 5
  57. Fabozzi, 2009, с. 3-5
  58. Gomez, 2008, с. 3
  59. Khan, 2004, с. 1
  60. 1 2 Захарченков, 2011
  61. К.Маркс,Ф.Энгельс, 1954, с. 17-18
  62. Дьяченко, 1974, с. 404
  63. Дьяченко, 1974, с. 403
  64. Дьяченко, 1957, с. 25
  65. Дьяченко, 1974, с. 133
  66. Дьяченко, 1957, с. 35
  67. Дьяченко, 1957, с. 53
  68. Дьяченко, 1957, с. 52
  69. Дьяченко, 1957, с. 68-69
  70. Бирман, 1957, с. 109
  71. Дьяченко, 1974, с. 451
  72. Александров, 1965, с. 29
  73. Александров, 1965, с. 27-28
  74. Shoup, 1969, с. 4
  75. Вознесенский, 1969, с. 155-156
  76. Вознесенский, 1985, с. 91
  77. Вознесенский, 1985, с. 123
  78. Захарченков, 2010

Литература

  • Зви Боди, Роберт Мертон. Финансы = Finance. — М.: «Вильямс», 2007. — С. 592. — ISBN 0-13-310897-X
  • Карен Берман, Джо Найт, Джон Кейз. Финансы для нефинансовых менеджеров: как понимать цифры финансовых отчетов = Financial Intelligence: A Manager's Guide to Knowing What the Numbers Really Mean. — М.: «Вильямс», 2006. — С. 256. — ISBN 1-59139-764-2
  • Бенуа Мандельброт, Ричард Л. Хадсон (Не)послушные рынки: фрактальная революция в финансах = The Misbehavior of Markets. — М.: «Вильямс», 2005. — С. 400. — ISBN 5-8459-0922-8
  • Рау К. Г. Основные начала финансовой науки. — перев. 5-го нем. изд. — С.-Петербург, 1867. — Т. 1.
  • Websters Complete Dictionary of the English Language. — London: George Bell&Sons, 1886.
  • Adams H. C. Science of Finance, an Investigation of Public Expenditure and Public Revenues. — N.Y.: Henry Holt &Co, 1899.
  • Backhaus J. G., Wagner R. E. Handbook of public finance. — Massachusetts: Kluwer Academic Publishers, 2004.
  • Cohn G. The Science of Finance. — Chicago: Chicago Press, 1895.
  • Plehn Carl. C. Introduction On Public Finance. — London: Macmillan&Co, 1909.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. ХХХV(a). — С-Петербург, 1902.
  • Bastable Ch. F. Public Finance. 3-th ed. — N.Y.: Macmilan&Co, 1903.
  • Янжул И. И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. — М.: Статут, 2002.
  • Patterson R. H. The science Of Finance: a practical treatise. — London: William Blackwood&Sons, 1868.
  • King G. Theory Of Finance: Being a Short Treatise on the Doctrine of Interest and Annuities-certain./ 3-rd ed. — London: Ch.&Edw. Layton, 1898.
  • Cleveland F. A. Funds and Their Uses. — N.Y.: Appleton&Co, 1902.
  • Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т.1. — М.: Политиздат, 1973.
  • Боди З., Мертон Р. Финансы.: Пер. с англ. — М.: «Вильямс», 2005.
  • Fama, Eugene, Merton Miller. The Theory of Finance. — Hinsdale: Dryden Press, 1972.
  • Нікбахт Е., Гропеллі А. Фінанси, пер. з англ. — Київ: Основи, 1993.
  • Schinasi, Garry J. Safeguarding financial stability: theory and practice. — Washington D.C.: International Monetary Fund, 2005.
  • Weston F. "A (Relatively) Brief History of Finance Ideas."// Financial Practice and Education, Spring/Summer. — 1994.
  • Plehn Carl. C. Introduction On Public Finance. — London: Macmillan&Co, 1909.
  • Hunter M. H. Outlines Of Public Finance. — N.Y. & London: Harper&Broth., 1921.
  • Dalton H. Principles of Public Finance. — London: Macmilan&Co, 1922.
  • Watson D. Head A. Corporate finance: principles and practice- 5th ed. — Edinburgh: Pearson Education Ltd, 2010.
  • Bossaerts P. L., Ødegaard B. A. Lectures on corporate finance. — London: World Scientific Publishing, 2001.
  • Spurga R. C. Balance sheet basics: financial management for non-financial managers. — N.Y.: Pengium Group, 2004.
  • McLaney E. J. Business Finance:Theory and Practice/8-th ed. — Pearson Education, 2009.
  • Bаrns E. Modern Finance. — London: Oxford University Press, 1920.
  • Bullock Ch. J. Selected Readings In Public Finance. — Boston: Ginns&Co,, 1906.
  • Higgs H. A. Primer of National Finance. — London: Methuen&Co Ltd., 1919.
  • Jain T. R., Kaur S. J., Gupta A., Gupta S. P. Public Finance and International Trade. — New Delhi: VKpublikations, 2008.
  • Масгрейв Ричард. А., Масгрейв Пегги. Б. Государственные финансы: теория и практика/ Пер. с англ. — М.: Бизнес Атлас, 2009.
  • Adair T. A. Corporate Finance Demystified. — McGraw-Hill, 2006.
  • Banks E. Finance the basics. — N.Y: Simultaneously published, 2007.
  • Besley S., Brigham E. F. Principles of Finance. — Mason: Cergage Learning, 2009.
  • Detscher S. Corporate Finance and the Theory of the Firm. — GRIN Verlag, 2003.
  • João Amaro de Matos. Theoretical foundations of corporate finance. — New Jersey: Princeton University Press, 2001.
  • Katsioloudes M. Strategic Management. — Oxford: Elsevier inc., 2006.
  • Moyer R. C., J. R. McGuigan, W. J. Kretlow. Contemporary Financial Management. — South Western, 2009.
  • Fabozzi F. J., Drake P. P. Finance: capital markets, financial management, and investment management. — New Jersey: John Wiley&Sons, 2009.
  • Bhala V. K. Financial Management and Policy. 5-th ed. — New Delhi: Anmol Publications, 2006.
  • Gomez C. Financial Markets, Institutions and Financial Services. — New Delhi: Prentice-Hal, 2008.
  • Khan M. Y., Jain P. K. Financial Management: Text, Problems And Cases. — New Delhi: McGraw-Hill, 2004.
  • K. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. — М: Политиздат, 1954.
  • Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. — М: Наука, 1974.
  • Бирман А.М. Сущность и функции финансов отраслей народного хозяйства СССР.// Вопросы теории финансов. Сборник статей под редакцией чл.-корр. АН СССР В.П. Дьяченко.. — М: Госфиниздат, 1957.
  • Дьяченко В. П. Сущность и функции советских финансов.// Вопросы теории финансов. Сборник статей под редакцией чл.-корр. АН СССР В.П. Дьяченко.. — М: Госфиниздат, 1957.
  • А.М. Александров Финансы социализма. — М: Финансы, 1965.
  • Shoup C. Public finance. — New Jersey: Transaction Publishers, 1969.
  • Вознесенский Э. А. Дискуссионные вопросы теории социалистических финансов. — Ленинград: ЛГУ, 1969.
  • Вознесенский Э. А. Финансы как стоимостная категория. — Москва: Финансы и статистика, 1985.
  • Захарченков С.П. Финансы как целенаправленное движение меновой стоимости капитала.. — Харьков//: Бизнесинформ – N 7. – С. 48-54, 2010.
  • Захарченков С.П. Советская теория финансов в контексте мировой финансовой науки. — Харьков//: Бизнесинформ – N 8. – С. 122-129, 2011.

Ссылки

Личные финансы

Финансовая математика


Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Финансы" в других словарях:

  • ФИНАНСЫ — (фр., от ср. век. лат. financia). Денежные средства государства, деньги и доходы; известное состояние капитала. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФИНАНСЫ приход и доход, долги и денежные обязательства …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Финансы — (finance) 1. Практика обращения с деньгами и управления ими. 2. Капитал, участвующий в каком либо проекте; в первую очередь капитал, который надо получить, чтобы начать новое дело. 3. Денежный заем для определенной цели, особенно сделанный… …   Финансовый словарь

  • финансы — ов, мн. finance f., нем. Finantz ( en). 1. Государственная казна, доходы государства. Бирж. 140. Трудитца, дабы все финанции или доходы наши в доброе и надлежащее состояние приведены. 1717. Патент Г. Фику. // Бирж. 140. Также трудятся… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • финансы — См …   Словарь синонимов

  • ФИНАНСЫ — (франц. finances денежные средства) совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли при регулярном товарно денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Финансы — (иноск.) денежныя дѣла (собств. государственная казна, доходы и ея счеты). Финансистъ спеціалистъ по части финансовъ. Ср. Финансисты!.. Иные финансисты народъ, какъ липку, обдираютъ и лапти плетутъ. *** Афоризмы. Ср. Финансы у насъ жидки...… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Финансы — (франц. finances денежные средства) совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли при регулярном товарно денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных… …   Политология. Словарь.

  • ФИНАНСЫ — поют романсы у кого. Разг. Шутл. Об обнищании, отсутствии денег у кого л. (Запись 1999 г.). Финансы встали раком у кого. Жарг. мол. То же, что финансы поют романсы. Максимов, 72 …   Большой словарь русских поговорок

  • Финансы — (finance) 1. Практика обращения с деньгами и управления ими. 2. Капитал, участвующий в каком либо проекте, в первую очередь капитал, который надо получить, чтобы начать новое дело. 3. Денежный заем для определенной цели, особенно сделанный… …   Словарь бизнес-терминов

  • ФИНАНСЫ — ФИНАНСЫ, финансов, ед. нет (от новолат. financia доход). 1. Денежные средства как элемент народнохозяйственного оборота (экон.). Государственные финансы. Народный комиссариат финансов. Оздоровление финансов. 2. Деньги, денежные дела (разг.). Как… …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»